Начало

Как Улучшить Память?

Когда пора идти к врачу по поводу потери памяти?

Больная память. можно ли ее лечить?

Часто задаваемые вопросы

Диагноз дело профессионалов

Беседа д-ра Кротковой

Инсульт Луи Пастера  

Феноменальная память

Афоризмы и изречения о памяти

Советы, Тесты, Упражнения

 

 

 

 

Как улучшить память? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись в НИИ им.  академика Н.Н. Бурденко Российской академии медицинских наук (РАМН)

Адрес: 1-й Тверской-Ямской пер., д. 13/5

      Телефон для записи на консультацию: 8-916-566-2620. 

Мы забываем намного больше, чем помним. Томас Фуллер

Беседа д-ра Кротковой

Известно, что люди различаются по росту. С этим наблюдением  мы сталкиваемся ежедневно, и каждый может относительно точно сказать про себя, высокий он, среднего роста, ниже среднего и т.д. По состоянию памяти различия между людьми в несколько раз существеннее, чем по росту. Однако сравнение здесь затрудняется не только тем, что рост виден сразу, а память еще надо как-то оценить, измерить. Сложность в том, что если рост человека можно охарактеризовать одной величиной (одной цифрой), то для памяти этого сделать  нельзя. Наша память складывается из разных подсистем, разных характеристик, причем каждый из параметров памяти имеет разную мозговую организацию (обеспечивается работой разных отделов мозга).

Даже у здорового человека одни отделы мозга могут быть функционально более совершенны, чем другие. Эти индивидуальные особенности мозга данного человека, когда речь заходит о памяти, ярче всего проявляются в спонтанно формирующихся стратегиях запоминания. Например, одному человеку, чтобы запомнить страницу текста надо обязательно прочитать ее, и при вспоминании он будет как бы считывать со зрительного образа, другому – услышать ее выразительное прочтение, т.к. в памяти хорошо удерживается слуховой образ, третьему – проговорить вслух, активизировать речедвигательные образы, четвертому – выстроить логическую схему содержания и т.д. Если исследовать память этих людей, то в тестах на зрительную память лучшие показатели будут у одного, а на слухоречевую – у другого. Но ведь существует еще масса параметров,  характеризующих нашу память, и не позволяющих давать ее оценку в виде одной какой-то величины. Скорее, это будет некий индивидуальный «Профиль памяти» с пиками для одних характеристик и спадами для других. Нейропсихологические исследования показывают, как Профиль памяти зависит от функциональных особенностей разных отделов мозга данного человека.

Но если по отношению к здоровому мозгу данные сведения имеют, скорее, лишь теоретическое значение, то при затруднении нормальной работы мозга получаемые в нейропсихологическом исследовании показатели становятся необходимыми для коррекции мнестических дефектов.

Как преодолеть нарушения памяти?

 Каким же образом можно преодолеть нарушения памяти, и какую роль здесь играет Профиль памяти? Выделим три направления работы.

Фармакологическая коррекция мнестических дефектов. Врач выписывает лекарство исходя из поставленного диагноза, причины нарушения деятельности мозга. Но при одной и той же причине, например, нарушениях памяти в результате черепно-мозговой травмы, Профиль памяти может быть различным, в зависимости от пораженных участков мозга. Проведенные исследования показывают, что существует неоднозначное влияние некоторых лекарств на разные зоны мозга, и, соответственно, разные параметры памяти. Учет нарушения  по Профилю памяти позволяет повысить эффективность лечения.

Восстановительное обучение. Профиль памяти показывает соотношение сохранных и нарушенных звеньев памяти. Специальные упражнения по тренировке памяти позволяют усилить ее возможности и частично перестроить запоминание с опорой на наиболее сохранные механизмы. Кроме того, в специальных беседах с больным обсуждаются закономерности забывания информации, характерные для его дефекта. Вырабатывается навык осознанного управления процессом запоминания, уменьшающего вероятность потери из памяти необходимой информации

Формирование навыка эффективного ведения деловых записей. Существует ошибочное мнение, что, записывая что-либо, мы меньше тренируем свою память, а потому ослабляем ее. На самом деле, правильно ведущиеся деловые записи организуют и систематизируют нашу память, позволяют снять напряжение от возможности упустить что-то важное из виду, освобождают мнестическую функцию для творческой переработки информации и быстрого принятия решений. Однако умение грамотно писать совсем не означает, что человек может грамотно и по-настоящему эффективно вести свои деловые записи, иногда здесь требуется помощь психолога. Особенно важна такая помощь при ослабленной памяти. В этих случаях нейропсихолог, опираясь на Профиль памяти, отрабатывает с пациентом новые для него приемы компенсирующих записей.

 Упражнения.

Сегодня я хочу обсудить с Вами одно из упражнений, которое Вам предстоит выполнять во время наших занятий в Лаборатории восстановления памяти. Сядьте вечером за письменный стол. Закройте глаза, расслабьтесь и постарайтесь вспомнить, что Вы делали сегодня утром. Хорошо, если Вам удастся, как бы прокрутить фильм перед глазами: отчетливо представить все ситуации, «увидеть» одежду общавшихся с Вами людей, «услышать» интонацию их голоса, почувствовать, что при желании Вы можете вспомнить любые детали тех предметов, которые побывали у Вас в руках, любые подробности развивавшихся утром событий. Но, скорее всего, Ваши воспоминания не будут столь отчетливыми, и в памяти удастся воскресить лишь самые общие воспоминания, скорее, логически выстраиваемые знания о том, что то или иное событие происходило сегодня утром, полного его «просмотра» по памяти, как если бы это была видеозапись, не произойдет. Тем не менее, потратьте определенное время на то, чтобы вспомнить события сегодняшнего утра как можно более подробно. Постарайтесь вызвать у себя все ощущения, сопровождавшие Вашу жизнь сегодня утром – зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные, двигательные, - а также Ваши эмоциональные переживания в отношении тех или иных событий.

Дневник памяти

После этого возьмите тетрадь или записную книжку. Напишите на ней «Дневник памяти». Откройте первую страницу, напишите сегодняшнее число и текущее время (например, 20.10.2001; 19.15). Запишите события, которые Вам удалось восстановить в памяти. Если сможете, запишите примерное время, когда они произошли. Хочу попросить Вас не записывать события, про которые Вы просто знаете, что они обязательно имеют место утром («встал, умылся, позавтракал и т.д.»). Здесь Вы ничего не вспомнили, просто записали то, что происходит обычно. Однако если за завтраком была какая-то необычная пища, и Вы это вспомнили, или произошел важный разговор, который так же удалось восстановить в памяти, или Вы смотрели телевизор и запомнили какой-то фрагмент передачи, - запишите это в Дневник памяти. Записав утренние события, переходите к дневным и вечерним.

Пример

 В качестве примера приведем выдержку из Дневника памяти одного из пациентов.

«До 10.00. Завтракал. Вспомнил, как уронил чашку, она упала, но не разбилась. Вспомнил, как все это произошло.

10.30 – 11.00. Смотрел телевизор, но о чем была передача, вспомнить не мог.

Около 11.00. Позвонил Михаил. Просил срочно подъехать. Удалось вспомнить его взволнованный голос.

Ехал в центр, попал «в пробку». Из того, что было по дороге, удалось вспомнить лишь  «картину» ДТП, как стояли две столкнувшиеся машины, однако сейчас уже не могу точно сказать, на каком участке дороги это было. Не могу даже точно вспомнить, было ли это по дороге «туда» или «обратно».

Во время разговора с Михаилом в комнату заходили еще насколько человек, некоторые из них – мои знакомые, но сейчас не могу вспомнить, ни их лиц, ни кто это был.

Содержание разговора могу воспроизвести в памяти лишь в общих чертах, и то - лишь смысловые моменты. Конкретные реплики не могу вспомнить совсем – ни его, ни мои. Помню лишь, что дал согласие на его предложение о…

По дороге домой хотел заехать в магазин за покупками, список их лежал в кармане, но о том, что это надо сделать вспомнил лишь, когда стал дома раздеваться.

Позвонила Света, стала упрекать, что я не выполнил обещания …, ссылалась на наш разговор неделю назад. Не вспомнил ни этого разговора, ни того, что давал такое обещание. Извинился и постарался перевести беседу на другую тему.

Все последующее время пытался восстановить в памяти то событие, о котором говорила Света. Что-то смутное начало проясняться. Прилег отдохнуть. Через пол часа проснулся и вспомнил, как это на самом деле было…. В памяти всплыли подробности происходившего.

Обдумывал план своих действий завтра. Очень много надо успеть сделать. Записал подробный план. Сейчас, когда делал упражнение, вспомнил, что упустил ряд пунктов. Дописал их в завтрашний план.

Примерно 16.00 –17.00. Был чем-то занят, но не могу восстановить это в памяти. Кто-то звонил по телефону. По-видимому, не очень важное, раз не записал. Сейчас не могу вспомнить, не только, о чем был разговор, но даже, кто звонил.»

 

Ведение Дневника памяти может быть подробным, а может – кратким, схематичным. Выбирайте любую удобную для Вас форму записей. Если происходит что-то важное, что Вы обязательно хотите запомнить, не дожидайтесь вечера – сразу запишите необходимую информацию. Например, уже во время разговора с Михаилом пациент мог записать в Дневник ключевые слова беседы, а приехав домой, сразу расшифровать их в виде текста, не дожидаясь вечера. Беседа была очень важна для него, и то, что он не сделал сразу необходимых записей, имело неприятные последствия.

На отдельных страничках Дневника или прямо в текущем тексте на полях записывайте свои планы, намерения, поручения, как предстоящие на следующий день, так и долгосрочные.

Последнюю страницу отведите для записи тех вещей или денег, которые Вы кому-то одолжили, или одолжили Вам. При возвращении долга соответствующую запись вычеркивайте. Пометки на последней странице делайте сразу, не откладывая на вечер.

 

Для чего надо вести Дневник памяти?

Во-первых, это упражнение, тренировка памяти. На уроке мы выполняем упражнения, которые Вы не можете делать самостоятельно. Дома же – это ответственная самостоятельная тренировка памяти. Когда вы сидите за столом и пытаетесь восстановить в памяти события прошедшего дня, вы тренируете процесс извлечения информации из памяти, спонтанно вырабатываете наиболее успешные стратегии.

Во-вторых, записи в Дневнике являются материалом для построения упражнений во время наших совместных занятий. Они  конкретизируют трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и, в результате, позволяют мне построить подходящую именно для Вас систему компенсаторных приемов.

В-третьих, пока память еще не поддается управлению, Дневник является справочным материалом, позволяющим хотя бы частично избежать неприятностей, связанных с невозможностью вспомнить важную информацию.

В-четвертых, на основе Дневника мы постепенно переходим к новой форме ведения деловых записей. Навык кратко и быстро формулировать мысль в письменной форме не возникает сам собой. Часто, делать записи бывает настолько трудно, что пациенты под любым предлогом отказываются от этой работы : «у меня в жизни ничего не происходит, один день похож на другой», «сегодня я ничего не делал, поэтому и записывать было нечего», «ничего не мог вспомнить, потому и не записал». За такими отговорками стоит либо нежелание преодолевать какие-то трудности для своего выздоровления, либо неумение в письменной форме излагать свои мысли и воспоминания. Тренировка такого умения как раз и является одной из задач этого упражнения.

Повторяю, записывать надо не только что-то важное, что происходит с Вами в течение дня, но и любое отчетливое воспоминание, которое возникло, когда вы делали упражнение. Например. «Отчетливо вспомнил содержание очередной серии про Штирлица, которую смотрел вчера вечером перед сном» (не обязательно описывать этот фильм, достаточно одной такой фразы). «Вспомнил, как только что читал книгу. Вначале пролистал несколько страниц назад, чтобы восстановить ход событий, потом начал читать подряд. На второй странице заметил, что это уже знакомый текст. Значит, опять читаю по второму разу. Из того, что сегодня читал, самое яркое впечатление осталось от сцены, где И.А. находит письмо, адресованное ему 10 лет назад. Ярко представил эту сцену во время чтения книги и сейчас смог повторить это представление по памяти».

Записи в Дневнике памяти могут различаться друг от друга, как по степени подробности, так и по стилю. Сегодня для Вас главное, заставить себя начать делать эту работу. Все, что Вы напишете, будет служить материалом на наших уроках, и постепенно мы придем к наиболее рациональной форме записей. Все это будет складываться постепенно. Главное, чтобы Вы начали. Желаю успеха!

О.А.КРОТКОВА 

Руководитель Лаборатории проблем направленного восстановления памяти Отделения реабилитации НИИ им. Н.И.Бурденко РАМН


Телефон для записи на консультацию: 8-916-566-2620. 

Электронная почта здесь

 

 

 

 




Сайт управляется системой uCoz